Краеведческий фонд Центральной городской библиотеки им. А. А. Азовского насчитывает более 3500 экземпляров периодических изданий, брошюр и книг.
С 2022 года реализуется проект «Книжное отражение краеведческой вселенной» совместно с Маргаритой Васильевной Дацко (директором ЦБС с 2001 по 2018 год). В тематических видеоподборках рассказывается об уникальных и редких краеведческих изданиях.
Живу я в глубине России.
В краю озер и рудных скал.
Здесь реки – сини,
Горы – сини
И в синих отсветах металл.
Людмила Татьяничева
Знакомство с писателями и поэтами Уральской земли продолжаются. Маргарита Васильевна Дацко делится воспоминаниями из своей рабочей биографии и рассказывает о замечательных уральских поэтах. Видео доступно по ссылке: https://zen.yandex.ru/video/watch/62383bee83d3092135292bb0 ,
Не одно поколение уральских читателей знакомо с творчеством Елены Хоринской, Людмилы Татьяничевой, Евгении Трутневой, Юрия Уткова, Евгения Фейерабенда, Льва Кузьмина. Эти талантливые поэты написали немало стихов с веселыми, умными и забавными героями. В них великолепно вписаны живые характеры. Герои запоминаются, потому что не раз встречались читателю – в своем классе, во дворе, в семье. Секрет успеха этих стихов в том, что они пережиты сердцем, в котором никогда не было усталости и равнодушия.
Рассказ Маргариты Васильевны Дацко о детских уральских поэтах доступен по ссылке: https://zen.yandex.ru/video/watch/6239d7a76675dd456fe8b778
На улицу утром
Приходит весна,
Сосульки несёт за плечом,
И каждый сугроб
Открывает она
Каким-то волшебным ключом.
А в каждом сугробе
Живут ручейки,
Ручьи — шалуны,
болтуны.
Им надо скорей
Добежать до реки,
Они торопиться должны.
Весь день у ручьёв
Суета, кутерьма —
Играют и прыгают с круч.
А вечером снова
Приходит зима,
Ручьи запирает на ключ.
С морозом, с метелью
Ведёт разговор,
Колдует всю ночь напролёт.
Чуть утро —
Мы все выбегаем на двор
Колоть и разбрасывать лёд.
Стоят на дворе
Золотые деньки —
Всё в солнечном блеске, в огне!
С дороги, зима!
Отпусти ручейки —
Мы вышли на помощь весне!
Евгения Трутнева
2023 год в Свердловской области объявлен годом Владислава Крапивина в связи с 85-летием со дня рождения.
Сегодня пришло понимание значения творчества В. П. Крапивина не только для русской словесности, но и для отечественной педагогики. Мироощущение писателя, определяющее своеобразие его художественно-педагогического стиля, находится на границе романтизма и реализма, вымысла и реальности, несуществующих миров и фактов современной действительности. Он свободно чувствовал себя как в жанровых границах художественного произведения, так и в социальном пространстве воспитательной системы. Связь Крапивина-писателя и Крапивина-педагога неразрывна!
Предлагаем посмотреть видеообзор от Маргариты Васильевны Дацко о книгах Владислава Крапивина из фондов Центральной городской библиотеки имени А. А. Азовского: https://dzen.ru/video/watch/63ef3a43d4b39e3d6a30f0fd
Педагогические идеи В. Крапивина, по собственному его признанию, связаны с нравственно-этической системой ценностей, формировавшейся у писателя с самого детства, в прямой зависимости от индивидуально-личностного роста и воспитания, полученного в советском государстве 40–50-х гг. ХХ в. Основополагающие в его мировоззрении – ценность детства, ценность сказки, мечты, внутреннего мира человека, ценность дружбы, семьи, Учителя, ценность результата, достигнутого самостоятельно, и ценность коллективного сотрудничества с другими людьми.
Неоднократно противопоставляя на страницах своих произведений методы авторитарной и гуманной педагогики, В. Крапивин вслед за П. П. Блонским, К. Н. Вентцелем, В. Сухомлинским, К. Д. Ушинским утверждает, что «недопустимо применение жестокости, насилия, унижения личности ребенка. Ведь детство – это не подготовка к взрослому безрадостному существованию, а один из важнейших жизненных этапов, который определяет всю последующую жизнь человека».
Детство В. Крапивина пришлось на годы Великой Отечественной войны и период послевоенного восстановления. Из интервью в феврале 2002 г.: «Я вырос в советское время на книжках Гайдара, Грина, Макаренко, Корчака, Стивенсона, Катаева, и Кассиля. Теперь можно ругать то время, говорить, что многое было не так, но для меня главное, что было. Ведь даже гайдаровский Тимур воспринимался не как носитель определенной идеологии, а как вполне нормальный мальчишка, который противостоит благоразумию своего дяди. И методы его, прямо скажем, не в рамках общепринятой морали: он может возразить старшему, сбить замок с сарая, угнать мотоцикл, чтобы помочь девочке, подраться с предводителем хулиганской шайки. И слава Богу, что, может, именно через таких не совсем правильных героев мы и учились понимать, как совершаются настоящие поступки».
По личным воспоминаниям писателя, в детстве он был тихим, даже робким мальчишкой, который не раз попадал в проблемные ситуации при столкновении с «социально неадаптивными» подростками. Ощущение дискомфорта усиливалось из-за формализма школьной пионерии, активно декларирующей на словах принципы товарищества и взаимопомощи, но не всегда поддерживающей детей и подростков конкретными действиями.
Осознание противоречия между существующими книжными образцами и окружающей действительностью сподвигнули В. Крапивина уже во взрослом возрасте одновременно с поиском нового героя художественной литературы к попытке не только в книгах, но и в жизни воссоздать новую систему социальных отношений между людьми. Так появилась «Каравелла».
Одной из причин возникновения отряда стала мечта о надежных друзьях, о своей компании, в которой было бы ощущение опоры, защиты. В. Крапивин признавался, отзываясь о книгах А. С. Макаренко: «С завистью думал о том, как же здорово, что у ребят-коммунаров все это есть… Мысль о том, что каждому мальчишке нужен такой крепкий, настоящий коллектив, появилась у меня именно тогда. И моя работа с ребятами, когда я стал взрослым человеком, первоначальный импульс получила оттуда, из детства».
На протяжении почти пятидесяти лет своей активной педагогической деятельности В. П. Крапивин стремился максимально устранить границу между декларированием идей и их практической реализацией. В архиве «Каравеллы» есть уникальные воспоминания о составе воспитанников отряда 60-х гг. Писатель рассказывает, что некоторые ребята, с которыми он начинал работать, были достаточно агрессивны даже в играх: «Стоило большого труда отучить их от привычки во время игры нападать сзади, валить человека на землю, бить лежачего. Приходилось перестраивать все мировоззрение. А на основе чего можно было это сделать? Только на основе показа других норм, других отношений, другого понимания жизни. Они должны были ощутить разницу, почувствовать ее, захотеть жить по-другому. А как это сделать? Ни в каких книгах об этом не рассказывалось. Вот и искал все интуитивно. Раз я был писатель, то начал рассказывать сказки и сочинять истории про других ребят, которые, конечно же, были похожи на настоящих, но они были в чем-то смелее, добрее, радостнее. А ребятам понравилось. Они увлеклись, включились, поддержали. Дальше сказка стала явью, потому что мы верили, что «рождены, чтоб сказку сделать былью…».
В воспоминаниях В. Кеворкова, режиссера-постановщика телевизионного девятисерийного фильма «Мальчик со шпагой», использовано документальное описание «Каравеллы» 70-х гг., которая была прототипом отряда «Эспада» из одноименного романа В. Крапивина. В. Кеворков пишет: «Сказка и жизнь неразрывно связаны в «Каравелле», как части одного целого, а детским мечтам, фантазии и выдумкам здесь разрешено быть. Здесь нет никакого официального воспитания, а есть просто жизнь. Здесь нет намека на формализм. Зато есть аромат настоящей романтики, тайны, сказки. Нет нотаций и поучений, есть определенная атмосфера, общественное мнение, которое влияет без слов».
Как же осуществляется воздействие? Суть метода В. П. Крапивина заключается в том, что поведение подростков комплексно определяется особым воспитывающим пространством, в котором находится ребенок (помещение, обстановка, символы, атрибуты, традиции), личным примером Учителя, заданными нормами отношений между участниками разновозрастного объединения; (устав, законы, правила поведения), средствами художественных произведений (книги, картины, музыка, песни, кинофильмы).
На наш взгляд, гуманистический метод В. Крапивина произрастает на общефилософской концепции гуманности образования. Анализ произведений известных отечественных мыслителей XIX–XX вв. Л. Андреева, Л. Толстого, Н. Рериха, В. Соловьева и др., в ряду которых достойное место занимает и В. Крапивин, показывает, что гуманизм есть одна из главных идей национальной философии, связанная, прежде всего, с представлениями о ценности человека как личности, о его праве на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, где принципы равенства, справедливости, человечности – неотъемлемая норма отношений между людьми.
Несомненно, что не только пространство оказывает сильное воздействие на подростков, является определяющим при формировании личностных качеств взрослеющего человека, но и личность Учителя, его мысли, образы, действия, поступки. Развитие подростков, удовлетворение возрастных потребностей, формирование новых ценностей, устремлений происходит за счет корректировки поведения в соответствии с заданным учителем образцом. При таком понимании преемственности необходимо выяснить, у кого сам писатель учился педагогическому мастерству.
В. П. Крапивин считает, что на становление его педагогических взглядов и методов оказали влияние Я. Корчак, А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинский, которые кроме педагогической деятельности, активно занимались созданием художественных произведений. С творчеством названных авторов писатель познакомился достаточно рано благодаря маме – педагогу О. П. Крапивиной. Для Крапивина крайне важным стало то, что Корчак, Макаренко, Сухомлинский были, в первую очередь, педагогами-практиками, для которых работа с детьми не являлась работой в привычном понимании только профессиональной занятости, а была скорее образом жизни, судьбой.
Анализ почти тридцатилетней педагогической деятельности В. П. Крапивина показывает, что он наследовал идеи, методы, принципы и многих других ученых. В большей степени его гуманистические идеи и метод, на наш взгляд, творчески продолжают и развивают разработку теории коллектива психолого-педагогической науки.
В. Крапивин увидел в коллективе форму организации жизни людей разного возраста как продуктивную модель, способную обеспечить процессы их взаимодействия и обучения. В своем творчестве особое внимание автор уделяет идее разновозрастного сотрудничества, предполагающего появление особых отношений, позволяющих проявить самостоятельность участников, заинтересованность в объединении командных усилий, наличие общей цели деятельности партнеров и творческий характер их взаимодействия. В качестве мотивирующего источника В. Крапивин использовал привлекательные, романтически окрашенные групповые формы деятельности: занятия парусным спортом, фехтованием, журналистикой, киносъемкой и многое другое.
На вопрос о причинах появления отряда «Каравелла» в интервью 2002 г. писатель отвечает: «Мне повезло, потому что однажды я встретил необыкновенных ребят, которые мечтали о море и дальних странствиях. Корабль мы устроили на чердаке дома. Там было все, что нужно моряку, вплоть до судового журнала, склянок и тому подобного. Группа ребят росла. В конце концов и появился наш отряд «Каравелла». Потом мы построили наши настоящие первые парусники. Меня часто спрашивают, почему именно флотилия, паруса? Потому что для сухопутного нашего края именно такой романтики не хватает… А еще потому, что в сплоченном, дисциплинированном, сработанном экипаже особым образом можно почувствовать силу коллектива, способную защитить и поддержать каждого».
Среди художественных средств наибольшее воздействие имеют типичные поведенческие модели отношений, реализуемые в социальном пространстве. В каждой поведенческой модели, в соответствии с законами организации художественного произведения, происходит не точное копирование действительности, а описание ее лучшего образца – идеала.
Через восприятие читателя-подростка этот идеал, литературный образец, созданный талантливым писателем, возвращался к действительности в виде реально существующего, организованного людьми, воспитывающего пространства. В данном пространстве работают коллективно принятые отношения, поведенческие нормы, культурные традиции, формы деятельности и управления. Для реального подростка такой возврат становится фактом материализации идеальных личностно-значимых качеств. Для педагогов это во многом упрощает организацию процессов обучения, воспитания и социализации человека.
Таким образом, при помощи литературных средств, специально организованного, романтически наполненного, воспитывающего пространства, заданных норм отношений В. П. Крапивин смог повлиять на самопредставление подростков, скорректировать социально-ценностные убеждения и поведение детей.
На практике в «Каравелле» воплощение идеальной формы осуществлялось при помощи прямого и косвенного воздействия на воспитанников сначала В. Крапивина, а в дальнейшем его учеников-последователей. Прямое воздействие осуществлялось на занятиях при активном участии в них писателяпедагога. Обучение в «Каравелле» обретало глубинный смысл за счет яркой, самобытной, наполненной массой событий и историй жизни: строительство яхт, подготовка к изданию настоящей книги, организация рыцарского турнира, киносъемка, летние занятия под парусами, соревнования, походы, путешествия и т. д. Во многом благодаря участию в этой жизни писателя, существование в пространстве «Каравеллы» становилось для детей особым образом опоэтизированным, приподнято романтическим, эмоционально позитивно насыщенным, сориентированным на гуманистический идеал.
Косвенное влияние на ребят оказывали герои книг В. Крапивина. Возможность провести параллели между жизнью реальной и миром художественных образов позволяла подросткам идентифицировать себя с героями. У многих внешних наблюдателей, гостей, приезжающих в отряд «Каравелла» на кинестетическом уровне восприятия возникало (и возникает до сих пор) ощущение «нереальности пространства», «книжности увиденных детей и взрослых», «возвышенности отношений». В то время как у детей, выпускников «Каравеллы» ощущения, что они живут в нереальном мире, осуществляют не существующие в жизни отношения или заняты непривычной деятельностью, никогда не возникало. Все, что происходило в отряде, всегда было по-настоящему и имело вполне конкретный эмоционально насыщенный и материально проявленный результат.
Н. Ю. Богатырева написала в 1993 г. о «Каравелле»: «Стоило на вокзале увидеть глаза и лица встретивших нас ребят и услышать магическую фразу: «Здравствуйте, мы из «Каравеллы», как почему-то стало светло и радостно. Появилось ощущение искренности и бескорыстия в отношениях. А еще откуда-то в абсолютно сухопутном Екатеринбурге повеяло романтикой, морем, мечтой. Давно не было так спокойно и хорошо, потому что рядом были люди, уверенные в своей силе, готовые в любой момент прийти на помощь. Они разговаривали со мной на равных, смеялись, дурачились, расспрашивали. Я задумалась, как же им удалось в течение многих лет сохранить отряд, тогда как сотни других ребячьих объединений не выдержали неравной борьбы с бюрократией, как удалось поддержать в нем атмосферу взаимовыручки, радостного творчества, доверия и неприятия подлости. Чья в этом заслуга? Может быть, люди подбираются в отряде особые: добрее и великодушнее многих? Может быть, все дело в командоре В. П. Крапивине? Но за три дня нашего пребывания в Екатеринбурге в отряде перебывало, кажется, полгорода: выпускники, друзья отряда, друзья друзей, просто любопытные, даже какие-то американцы случайно зашли (перепутали адрес), а остались на три часа. Я видела, как люди, случайно прочитавшие книги В. Крапивина, становятся верными сторонниками этого писателя и его отряда. Может быть, тайна Крапивина и его последователей в особом таланте доброты и умении жить по большому счету».
Успешность, самостоятельность, доброта, щедрость, отзывчивость, взаимовыручка выпускников «Каравеллы» показывают, что В. П. Крапивин, несомненно, реализовывал принципы эффективного обучения и воспитания. Как утверждает он сам, воспитание в принципе противно шаблону, оно всегда – дело сугубо индивидуальное и добровольное, основанное на знании ребенка, его потребностей, способностей, склонностей. Крапивин определяет результаты воспитания через умение человека быть самостоятельным в принятии решения, в предъявлении и отстаивании своей позиции, в умении быть наедине с самим собой, в стремлении и реализации выстраивания конструктивных отношений с другими людьми, в понимании своей миссии человека
Показателем уровня воспитанности и взрослости, по мнению писателя, является то, насколько ребенок, подросток, юноша способен принимать нравственные решения самостоятельно – без сопровождения и помощи других людей. В. Крапивин пишет: «… оставить ребенка одного не значит научить его «болтаться». Ребенок должен иметь время, чтобы поиграть на улице, должен уметь самостоятельно готовить уроки, уметь оставаться один, чтобы сосредоточиться, подумать о жизни, о прочитанной книге, сочинить первые стихи, придумать игрушку для младшего брата…». Таким образом, результат воспитания, по В. Крапивину, возникновение у подростков эмоционально-нравственного стержня, способность ощутить прочность жизни и чувство собственной силы.
В разновозрастном коллективе возникают интерперсональные связи и отношения. Выпускники «Каравеллы» подтверждают, что эти отношения поддерживают человека на протяжении всей жизни. Преодолевая комплексы возрастной дистанции, подростки оказываются способны обучаться самостоятельности не на словах, а в реальном деле, постепенно привыкая, что многое в этой жизни зависит от их усилий. Процесс разновозрастного сотрудничества формирует у подростков гуманистическую мотивацию и альтруизм. На основе эмоциональных переживаний, накопленных во время взаимодействия со сверстниками, более младшими и более старшими людьми формируются личностные качества, устойчивость взглядов, зрелость побуждений, эмоциональная независимость и защита от противоречивых влияний извне.
Психолог О. В. Лишин утверждает, что на протяжении всех его встреч с В. Крапивиным и представителями разновозрастного состава «Каравеллы» его не оставляло чувство, что с этим человеком и его отрядом связана какая-то загадка: «В. П. Крапивин наделен огромной силой, талантом, энергией не случайно, а для того, чтобы в нашем сегодняшнем мире прорваться – и в книгах, и в жизни – в новые отношения между людьми» [20]. А. А. Бодалев и Л. А. Рудкевич отмечают, что талантливые люди помимо общих имеют и специфические особенности личности, к которым относятся «уверенность в себе, трудоголизм, упорство при осуществлении поставленных целей, способность сохранять присутствие духа при неудачах и вместе с тем не обольщаться достигнутыми успехами, отсутствие страха перед еще непроторенными путями и глубокая потребность создавать новое, принципиально улучшающее то, что было создано предшественниками, реализуемая через постоянное творчество, одержимость делом, которое воспринимается как главная жизненная доминанта… Однако такую личность человек взращивает только тогда, когда конечный смысл своей жизни он начинает видеть в служении человечеству» [5, с. 104] Перечисленные особенности вполне характеризуют писателя-педагога Владислава Петровича Крапивина.
697 выпускников и родителей отряда «Каравелла» в возрасте от 21 до 57 лет, которые добровольно приняли участие в анкетировании, проводившемся с 1998 по 2006 гг. в рамках исследования «воспитательной системы разновозрастного объединения», написали в анкетах много слов благодарности учителю В. Крапивину за многолетний бескорыстный труд во имя планеты «Детство». Находясь рядом с ним, люди буквально заряжаются энергией жизни, вдохновения, творчества, понимая, что самые фантастические проекты могут стать реальностью.
Источник текста: Крапивина, Л. А. Особенность педагогического метода писателя Владислава Крапивина / Л.А. Крапивина. - Образование и наука. - 2008. - № 7. - С. 119-127.
Все видеообзоры Маргариты Васильевны Дацко доступны в альбоме: https://vk.com/video/playlist/-198734372_12
1 апреля в Центральной городской библиотеке им. А.А. Азовского прошла интереснейшая творческая встреча с поэтом, прозаиком, полковником, Членом Союза писателей России Александром Керданом.
Встреча с Александром Борисовичем стала настоящим праздником поэзии для читателей. Вначале встречи писатель рассказал о себе и своем творчестве. 27 лет Александр Кердан отдал службе в вооруженных силах, затем вышел в запас в звании полковника. С 2001 года начинается активная творческая деятельность.
Из-под пера автора вышли сотни произведений - поэмы, рассказы, стихи и очерки, которые переведены на многие языки народов мира. Александр Кердан прекрасный рассказчик с богатой образной речью и отличным чувством юмора, истинный патриот и неравнодушный человек к судьбе своей Родине. Говоря о России, о событиях переживаемых страной сегодня, Александр Борисович поделился своим пониманием патриотизма.
На встрече автор презентовал полное собрание сочинений в шести томах. В первые тома презентуемого издания вошли романы «Царь горы», «Роман с фамилией», «Крест командора», «Звездная метка», «Караул», дилогия «Берег отдаленный…», а также повести и рассказы, объединенные армейской тематикой. Четвертый том соединил в себе, по принципу венка сонетов, драматургию, рассказы и художественно-публицистические очерки. Пятый и шестой том составили стихотворения, поэмы, переводы, сказки и очерки.
Александр Борисович декламировал свои стихотворения о любви и о природе, о войне и патриотизме. В зале прозвучали видеозаписи песен на стихи Александра Борисовича в проникновенном исполнении Яны Чабан, Светланы Комаричевой и Уральского народного хора.
В конце встречи Александр Кердан поделился творческими планами и ответил на вопросы присутствующих.
Благодарим Александра Борисовича за интересную встречу и желаем творческих успехов!
Творческая зарисовка с Александром Керданом доступна по ссылке https://zen.yandex.ru/video/watch/624a9dc0125c6b54b9e51273
Многоликость и многогранность полевской изящной словесности воплощены в поэзии Надежды Павловой.
Павлова Надежда Николаевна (Линде) родилась 17 марта 1948 года в Полевском. Окончила 11 классов школы № 3. Участвовала в хоре «Русская песня» под руководством Казанцевой Надежды Николаевны. С сентября 1999 года посещала собрания литературного объединения «Простор» под руководством Владимира Михайловича Вязовского в Полевском. В Екатеринбурге иногда появлялась на мероприятиях Дома писателя (ул. Пушкина, 12), на собраниях литобъединений «Горный родник», под руководством поэта Юрия Конецкого, и «Бард-кухня», под руководством барда Анны Аксёновой. Печаталась в коллективных литературных сборниках Полевского «Полевской. День поэзии» и «Простор», в екатеринбургских сборниках «Складчина» от журнала «Урал» и «Поэтический марафон». В 2007 году с финансовой помощью Управления культуры Полевского издала книжку: «Полевская муза: избранные стихи». 4 февраля 2015 года ушла из жизни по болезни. В 2018 году при активном участии детей Надежды Павловой была выпущена в свет книга «Камень переливчатый: стихотворения, дневники, летопись семьи» под редакцией Любови Хлызовой.
Создан персональный сайт Надежды Павловой, где можно почитать биографию, посмотреть фотоальбом и почитать ее произведения: https://pavlova-nadezhda.ru/.
Маргарита Васильевна Дацко продолжает рассказ о краеведческом фонде Центральной городской библиотеки имени А. А. Азовского: https://dzen.ru/video/watch/63fcb58458d159612731fcc6
Подборка заметок о книжных краеведческих артефактах доступна здесь: http://polevlib.ru/kraevedenie/kraevedcheskaya_vselennaya/
В системе региональной культуры особое место занимает поэтическое творчество. Его локализация рождает образ провинциального поэта, лирическое «Я» которого отражает авторское видение мира. При этом разнообразие мотивов, сюжетов и образов выливается в единую метатему, раскрывающую духовную связь поэта с местом жизни.
Провинциальный поэт – художник, умеющий видеть значимое в обыденном. Его творчество действенное, так как дает образец уважения и любви к малой родине. Патриотические чувства поэта не лишены высокого пафоса, но в целом они интимны, выражают сокровенное, раскрывая привязанность лирического героя к родным местам.
Тамара Александровна Шушпанникова. Образы ее пейзажной лирики окрашены особым интимным чувством, подчеркивающим слияние лирической героини с окружающим миром. Стихотворения написаны в традиционном русском ключе, они доступны и понятны каждому, что не мешает им быть образными и емкими.
О Тамаре Александровне и ее произведениях рассказывает Маргарита Васильевна Дацко: https://dzen.ru/video/watch/63fdfe842a996e27d0ce4902
Подборка заметок о книжных краеведческих артефактах доступна здесь: http://polevlib.ru/kraevedenie/kraevedcheskaya_vselennaya/
Предлагаем вашему вниманию первое видео из цикла информационных зарисовок о краеведческих изданиях из фонда Центральной городской библиотеки им. А. А. Азовского.
Маргарита Васильевна Дацко рассказывает о книжных изданиях сказов Павла Петровича Бажова:
Большое видится на расстоянии... Прошло 143 года со дня рождения Павла Петровича Бажова. Существует огромное количество очерков и воспоминаний, мемуарных и биографических статей, научно-критических работ, посвященных Бажову. Он сложен, противоречив, неоднозначен. Но это один и тот же Бажов.
Маргарита Васильевна Дацко - директор Централизованной библиотечной системы Полевского с 2001 по 2018 год - наш информационный волонтер, человек, влюбленный в свою профессию. Предлагаем вашему вниманию видео, гда она делится лучшими иданиями, которые посвящены жизни Павла Петровича Бажова.
Библиографирование литературы о творчестве Павла Петровича Бажова (1879-1950) началось при жизни писателя, можно назвать прикнижный список в моногрфии Л. И. Скорино (1947), указатели Свердловской областной библиотеки имени В. Г. Белинского (1948, составитель А. А. Анфиногенов; 1949, составитель А. С. Ладейщиков). В 1960 году был издан библиографический указатель "Павел Петрович Бажов" (сост. Н. В. Кузнецова). В 1970-е годы в Свердловской областной библиотеке им. В. Г. Белинского шла подготовка нового библиографического указателя. Был выполнен колоссальный объем работы. Библиограф Н. В. Кузнецова предприняла сплошной просмотр газет, в которых сотрудничавл П. П. Бажов: "Заря народоправства" (Камышлов), "Известия Камышловского уездного Совета крестьянских, рабочих и солдатских депутатов", "Красный путь" (Камышлов), "Крестьянская газета" и др. Одновременно шло уточнение авторства Бажова, выявление ошибочно приписываемых ему публикаций; устанавливались псевдонимы...
О редких библиографических указателях, имеющихся в Центральной городской библиотеке им. А. А. Азовского рассказывает Маргарита Васильевна Дацко.
2022 год объявлен Годом Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка в Свердловской области в связи со 170-летием со дня его рождения.
Маргарита Васильевна Дацко рассказывает о книгах, посвященных жизни и творчеству Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка из фонда Центральной городской библиотеки им. А. А. Азовского.
Видео адресовано педагогам, организаторам массовых мероприятий, краеведам, библиотекарям и многим другим, кто интересуется жизнью и творчеством классика русской литературы уральского происхождения.
Эти книги вы можете почитать в Центральной городской библиотеке им. А. А. Азовского (Володарского, 57). Есть возможность заказать электронные копии статей. Телефон для справок: 8 (34350) 2-46-27.
Наиболее полные списки экранизаций, аудиозаписей, иллюстраций к произведениям доступны в методическом пособии:
Очарован Уралом. К 170-летию со дня рождения Д. Н. Мамина-Сибиряка : методическое пособие для библиотек /Свердловская областная универсальная научная библиотека им. В. Г. Белинского, научно-методический отдел ; составитель И. Г. Слодарж ; автор вступительной статьи О. В. Морева.. - Текст : электронный. - Екатеринбург, 2021. - URL: http://book.uraic.ru/files/metod/2021/mamin-sibiryak-metod-posobie.pdf (дата обращения 24.02.2022).
«Книги Дмитрия Мамина-Сибиряка большими тиражами издавались и в советское время, переиздаются сейчас, но не всё наследие писателя прочитано. До сих пор ещё в наши библиотеки ходят читатели, знающие лишь «Алёнушкины сказки» и совсем незнакомые с многочисленными романами, очерками, рассказами, повестями и легендами Певца Урала. Время юбилея – замечательная возможность ликвидировать эти пробелы», - Ольга Морева, кандидат исторических наук, заведующая Региональным центром «Книжные памятники Свердловской области» отдела редких книг СОУНБ им. В. Г. Белинского.
Маргарита Васильевна Дацко рассказывает об изданиях произведений Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка из фонда Центральной городской библиотеки им. А. А. Азовского.
Наиболее полные списки экранизаций, аудиозаписей, иллюстраций к произведениям доступны в методическом пособии:
Очарован Уралом. К 170-летию со дня рождения Д. Н. Мамина-Сибиряка : методическое пособие для библиотек /Свердловская областная универсальная научная библиотека им. В. Г. Белинского, научно-методический отдел ; составитель И. Г. Слодарж ; автор вступительной статьи О. В. Морева.. - Текст : электронный. - Екатеринбург, 2021. - URL: http://book.uraic.ru/files/metod/2021/mamin-sibiryak-metod-posobie.pdf (дата обращения 24.02.2022).
Книги вы можете почитать в Центральной городской библиотеке им. А. А. Азовского (Володарского, 57). Есть возможность заказать электронные копии статей. Телефон для справок: 8 (34350) 2-46-27.