Муниципальное Казенное Учреждение Культуры
Наши проекты

Афиша

Сентябрь 2022
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
      1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30    

Случайное фото

95 лет со дня рождения белорусского писателя Алеся АДАМОВИЧА (1927-1994)

Алесь Адамович.jpgАлександр (Алесь) Михайлович Адамович (белор. Аляксандр (Алесь) Міхайлавіч Адамовіч; 3 сентября 1927, дер. Конюхи, Минский округ — 26 января 1994, Москва) — белорусский советский писатель, сценарист и литературовед, критик. Доктор филологических наук (1962), профессор (1971), член-корреспондент АН БССР (1980).

Родился 3 сентября 1927 года в деревне Конюхи́ Гресского района в семье врачей. С 1928 семья проживала в посёлке Глуша Бобруйского района.

В 1930 году дедушку Алеся Адамовича по линии матери, Митрафана Фомича Тычина, «раскулачили» и сослали вместе с женой и тремя детьми в Якутию. Это отразилось на судьбе вернувшихся на родину его детей. Так матери Алеся Адамовича власть напоминала о том, что она дочь «кулака», и Алесь Адамович во многих своих произведениях описывает эти сложные для их семьи времена.

Мать во время Великой Отечественной войны, спасая сына от угона в Германию, в школьном свидетельстве исправила дату его рождения на более позднюю. Во время войны, в 1942 году, Алесь Адамович, ученик средней школы, — связной, в 1943 году — боец партизанского отряда имени Кирова 37-й бригады имени Пархоменко Минского соединения. В 1944—1945 по направлению Центрального штаба партизанского движения — студент Лениногорского горно-металлургического техникума.

В 1945 вернулся в Белоруссию, экстерном сдал экзамены за среднюю школу.

В 1945—1950 учился на филологическом факультете БГУ, в 1953 окончил аспирантуру при университете и работал там же на кафедре белорусской литературы.

В 1954—1962 и с 1967 — научный сотрудник, в 1976—1983 — заведующий сектором литературных взаимосвязей Института литературы имени Янки Купалы АН БССР.

В 1962—1966 учился на Высших сценарных курсах в Москве.

Доктор филологических наук (1962). В 1962—1966 годах преподавал в МГУ курс белорусской литературы, был отстранён от преподавания за отказ подписать письмо с осуждением Ю. Даниэля и А. Синявского.

С 1967 по 1987 год вновь работал в Институте литературы им. Я. Купалы АН БССР (с 1976 года — заведующий сектором).

В 1982 в составе делегации БССР принимал участие в работе XXXVII сессии Генеральной Ассамблеи ООН.

В 1987—1994 годах — директор Всесоюзного НИИ кинематографии в Москве.

Общественная деятельность

  • Член Союза писателей СССР (с 1957) член правления (1986—1991), в августе 1991 года — секретарь правления, с сентября 1991 года по 1992 год — сопредседатель правления;
  • член Союза журналистов СССР (с 1967);
  • член Союза кинематографистов СССР (с 1977);
  • заместитель председателя Комиссии СССР по делам ЮНЕСКО (1987);
  • член Белорусского ПЭН-центра[be] (с 1989);
  • входил в редколлегии журналов «Неман», «Феникс — ХХ», общественный редакционного совета альманаха «Детектив и политика».

Печатался как критик (с 1953), прозаик (с 1960) и публицист. Писал на белорусском и русском языке. Произведения Адамовича переведены на 21 язык. Неоднократно печатался в «Литературной газете», газете «Московские новости», журналах «Вопросы литературы», «Знамя», «Новый мир», «Дружба народов», «Грани». Был одним из первых, кто поднял тему Чернобыльской катастрофы в её настоящих масштабах.

В 1958 году вышла первая опубликованная в печати книга Адамовича, литературоведческое исследование «Шлях да майстэрства: станаўленне мастацкага стылю Кузьмы Чорнага». В 1959 году появился сборник литературно-критических статей «Культура творчасці».

В 1960 году писатель публикует в журнале «Дружба народаў» роман «Вайна пад стрэхамі».

В 1961 году вышла в печать монография А. М. Адамовича «Беларускі раман». Она легла в основу докторской диссертации, которую он защищал в 1962 году в Киеве в Институте литературы имени Т. Г. Шевченко.

В 1963 году Алесь Адамович публикует в журнале «Дружба народаў» вторую часть романа-дилогии «Сыны сыходзяць у бой». По этим произведениям были написаны киносценарии и сняты двухсерийные фильмы «Вайна пад стрэхамі» и «Сыны сыходзяць у бой» (режиссёр Виктор Туров, автор и исполнитель песен Владимир Высоцкий, киностудия «Беларусьфильм», 1970 г.).

В 1966 году была опубликована повесть «Виктория»[11] (затем названа «Осия»), в которой Алесь Адамович попытался выйти за пределы автобиографизма.

В 1971 году Алесь Адамович написал «Хатынская повесть» (опубликована в журнале «Дружба народов», 1972 г., № 9). Хотя произведение имело положительные отзывы, сам писатель выражал обеспокоенность: «Обнаружил, поднял, показал одну лишь крупицу правды, каплю из того, что увидел, понял, а бездонный океан народной, огненной, Хатынской памяти остался, там же, неслышный, невидимый миру». Действие «Хатынской повести» происходит через двадцать пять лет после окончания Великой Отечественной войны. Перед мысленным взором героя произведения — бывшего партизана — встают картины жестоких, кровопролитных боев с оккупантами, страшной трагедии Хатыни, белорусской деревни, сожженной во время Второй Мировой войны. В книге собраны рассказы чудом уцелевших жителей белорусских Хатынь, деревень, которые были сожжены вместе с всеми жителями.

С 1970 по 1973 год вместе с Янкой Брылем и Владимиром Колесником Алесь Адамович проехали по Беларуси, побывали в сотнях сожженных деревень. Они опросили и записали на магнитофон более трёхсот свидетелей войны и трагедий, которые случились в то время, их рассказы легли в основу документальной книги «Я из огненной деревни…», вышедшей в 1975 году отдельным изданием. Эта книга переведена на многие языки мира, она стала литературным бестселлером на Западе.

В журнале «Пламя» в 1975 году писатель опубликовал серию литературоведческих статей о творчестве Максима Горецкого «Ворота сокровищницы своей открываю…». По жанру произведение относят к роману-эссе.

По мотивам «Хатынской повести» в Государственном русском драмтеатре БССР в 1977 году была поставлена пьеса «Возвращение в Хатынь» (режиссёр Б. Луценко). По мотивам книги «Я из огненной деревни…» (сценарий — А. Адамович) сняли серию документальных фильмов (режиссёр Виктор Дашук), композитор Л. Шлег написала реквием «Помните», в Новосибирском театре драмы представили свою инсценировку.

В 1989—1991 годах — народный депутат СССР от Союза кинематографистов СССР, входил в Межрегиональную депутатскую группу.

Активно поддерживал создание Белорусского народного фронта и его инициативы. Был сопредседателем общественного совета историко-просветительного общества «Мемориал» (с 1989), членом бюро клуба «Московская трибуна» (с 1989), членом Координационного совета движения «Апрель» (с 1990). В 1989—1992 годах — сопредседатель Международного фонда «Помощь жертвам Чернобыля».

Подписал «Письмо сорока двух» (1993).

Скончался 26 января 1994 года от второго инфаркта сразу после выступления в Верховном Суде РФ с речью в защиту имущественных прав Союза писателей Москвы и Международного Литфонда.

По завещанию похоронен в посёлке Глуша Бобруйского района Могилёвской области рядом с родителями.

Источник: Википедия



Электронный каталог Вопрос-ответ Продлить книгу Заказать доставку Инвалидам по зрению