Муниципальное Казенное Учреждение Культуры
Наши проекты

Афиша

Январь 2022
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31            

Случайное фото

130 лет со дня рождения русского писателя Дмитрия Андреевича Фурманова (1891-1926)

Дмитрий Андреевич Фурманов родился в селе Середа Нерехтского уезда Костромской губернии (ныне город Фурманов Ивановской области). В Иваново-Вознесенске Дмитрий окончил школу, в Кинешме — реальное училище, в котором окончательно решил посвятить себя литературе. В 1915 году окончил Московский университет, но госэкзаменов сдать не успел. С ранних лет вёл дневники, фрагменты которых в дальнейшем были опубликованы.
В Первую мировую войну Фурманов был начальником санитарного поезда, где познакомился с сестрой милосердия Анной Никитичной Стешенко и женился на ней. Если Пётр Исаев («Петька») в реальности существовал, то Анка — персонаж вымышленный, впервые появившийся не в романе Фурманова «Чапаев», а в его экранизации. Точно неизвестно, кто на самом деле послужил прототипом Анки, но имя ей было дано в честь супруги писателя.
После Февральской революции Дмитрий Фурманов примкнул к эсерам-максималистам, потом к анархистам. Затем поддержал Октябрьскую революцию и вступил в РКП(б). С сентября 1918 года по поручению комиссара Ярославского военного округа Михаила Фрунзе руководит пропагандой среди военных частей этого округа.
В 1919 году Фрунзе назначает Фурманова комиссаром 25-й стрелковой дивизии, которой командовал Василий Чапаев. Во время переброски на Уральский фронт между начдивом и комиссаром началась вражда — Чапаев стал настойчиво ухаживать за женой Фурманова. Командование фронта перевело Фурманова в Туркестан, что тогда фактически спасло комиссару жизнь. На момент расставания конфликт Чапаева и Фурманова почти угас — по воспоминаниям очевидцев, их прощание было тёплым и дружественным.
В июне 1920 года Дмитрий Фурманов сыграл ключевую роль в ликвидации восстания в гарнизоне города Верного (теперь Алма-Ата) — вёл с повстанцами переговоры, затягивая время, пока не подошли части, подавившие выступление. Этот эпизод описан им в романе «Мятеж». В следующем году Фурманов сражался на Кубани, был комиссаром десантного отряда Епифана Ковтюха, о котором написал рассказ. В одном из боёв Дмитрий был сильно контужен; за эту операцию позднее получил орден Боевого Красного Знамени. В 1921 году Фурманов приехал в Москву, завершил образование в университете, занимался литературной и редакторской деятельностью, и через пять лет умер от менингита.
Наиболее известным произведением Дмитрия Фурманова стал роман «Чапаев». Фурманов стал как создателем чапаевского мифа, так и его частью, в том числе персонажем анекдотов про Василия Ивановича. Историки и публицисты многократно отмечали, что роль Чапаева в истории Гражданской войны не соответствует сложившемуся культу. Гибель Чапаева не была чем-то выдающимся в 1919 году, не выделялась среди смертей в боях других начдивов РККА.
При жизни Василий Иванович носил фамилию Чепаев. Та же фамилия была указана на памятнике, открытом в Самаре в 1932 году. Но после выхода романа Фурманова — художественного произведения с главным героем по фамилии Чапаев, прообразом которого стал Чепаев, — именно эта фамилия получила широкое распространение в публикациях о комдиве. И на самарском памятнике фамилия была изменена.
Не меньшим, чем книга, вкладом в строительство чапаевского мифа стал фильм Сергея и Георгия Васильевых. Фурманов мечтал снять фильм по своей книге, после его смерти сценарий завершила вдова Анна. Васильевы кардинально переработали сценарий, не без участия Сталина — по требованию вождя в фильм была добавлена романтическая линия с участием Анки-пулемётчицы. Успеху фильма способствовал также подбор актёров на главные роли.
Во многом благодаря анекдотам интерес к Чапаеву сохранился и в постсоветской действительности. В период резких изменений в общественно-экономической жизни страны, образ Чапаева неожиданно вновь обрёл черты борца за идеалы справедливости. Персонаж фильма «Чапаев» стал символом героя, на помощь которого уповает среди жизненных неурядиц герой пьесы «Мы идём смотреть Чапаева» писателя Олега Данилова. Героем, который придёт на помощь в самую трудную минуту, стал Чапаев для персонажа романа «Санькя» Захара Прилепина. В романе Виктора Пелевина «Чапаев и Пустота» начдив неожиданно становится буддистом, бодхисатвой и постмодернистом. Попыткой осовременить традиционный образ Чапаева в новых медийных условиях стал роман Эдуарда Володарского «Страсти по Чапаю» и сценарий телесериала, написанный на его основе.«© Российская государственная библиотека для слепых, ссылка на источник обязательна»

 

источник: https://rgbs.ru/news/7-noyabrya-130-let-so-dnya-rozhdeniya-sovetskogo-pisatelya-i-revolyutsionera-dmitriya-furmanova-1891-1926/


Электронный каталог Вопрос-ответ Продлить книгу Заказать доставку Инвалидам по зрению