Муниципальное Казенное Учреждение Культуры
Наши проекты

Афиша

Сентябрь 2020
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30        

Случайное фото

Сенчин Роман Валерьевич

Лет де­сять на­зад Ро­ман Сен­чин был мо­ло­дым, по­да­ю­щим на­деж­ды пи­са­те­лем. Од­ним из мно­гих. При­чём не са­мым яр­ким. Слиш­ком по­нят­ный, про­стой до на­ив­но­с­ти. Ме­то­дич­но опи­сы­вал соб­ст­вен­ную жизнь, жизнь дру­зей, зна­ко­мых, род­ст­вен­ни­ков.

Сен­чин был про­вин­ци­а­лом, не стес­няв­шим­ся сво­ей про­вин­ци­аль­но­с­ти. Сно­сил на­смеш­ки ли­те­ра­тур­ных сно­бов. По­ни­мал, чув­ст­во­вал своё на­зна­че­ние. Это да­ёт­ся толь­ко на­сто­я­ще­му та­лан­ту.

Ро­ман Сен­чин при­шёл в ли­те­ра­ту­ру в те вре­ме­на, ког­да ре­а­лизм, ка­за­лось, ухо­дил в про­шлое, вы­шел из мо­ды. Но при­спо­саб­ли­вать­ся к из­мен­чи­вой мо­де мо­ло­дой пи­са­тель не за­хо­тел.

 Сен­чин ­чи­тает клас­си­ку XIX ве­ка и, что во­все «не­со­вре­мен­но», со­вет­скую клас­си­ку, в осо­бен­но­с­ти Ва­лен­ти­на Рас­пу­ти­на.

Роман Валерьевич Сенчин родился в 1971 году в городе Кызыле, столице Республики Тыва.

Родители - служащие, вынужденные теперь вести крестьянский образ жизни.

После окончания средней школы уехал в Ленинград, учился в строительном училище, затем служил в пограничных войсках в Карелии.

В 1993 году из-за национальной напряженности переехал вместе с родителями из Кызыла на юг Красноярского края в село Восточное (Минусинский район); периодически жил в близлежащих городах Минусинске и Абакане. Работал монтировщиком и вахтером в драматическом театре, сторожем, дворником.

В 2001 году закончил Московский литературный институт..

Рассказы и повести публиковались в еженедельнике «Литературная Россия», журналах «Знамя», «Октябрь», «Наш современник», «Новый мир», «Дружба народов», «Сибирские огни» и др.

Лауреат премий газеты «Литературная Россия» за 1997 год, журналов «Кольцо А» (2000) и «Знамя» (2001). В 2001 году стал лауреатом первой премии литературного конкурса «Эврика». В 2006 году - премии «Венец».

Писать начал очень рано, публиковался уже в 1995-1996 гг. в местных  газетах и журналах Кызыла, Минусинска и Абакана - «Коммунист Тувы», «Надежда», «Абакан», «Стрежень», «Сибирский меридиан», «Южно-Сибирский вестник», на радио читали его еще детские рассказы.

- Вообще твои книги должны что - радовать, огорчать, заставлять думать?

- Я родом из Азии, поэтому, видимо, пою о том, что вижу. Стараюсь не врать. К сожалению, вижу я в основном то, что вряд ли кого-то обрадует... Свой долг - если мои вещи публикуются, то о долге говорить уместно - вижу в том, чтобы описать происходящее на том отрезке, пока живу здесь. Получается, конечно, в определенной степени субъективно, но не могу сказать, что я что-то значительно очернил или сгладил. Меня и ругают за то, что передаю действительность один в один. Требуют правды художественной, а не только жизненной...

Первые повести пишет о себе.

"Минус" и "Нубук" - это две первые части своего рода трилогии. Там общий герой - Роман Сенчин, - в "Минусе" он живет в родной Сибири в середине 90-х, а в "Нубуке" - по приглашению своего одноклассника, занимающегося обувным бизнесом, едет к нему в Питер, становится его помощником. Это уже конец 90-х. А третья часть - "Вперед и вверх на севших батарейках", где Сенчин успел окончить Литинститут, успел жениться и развестись, живет в Москве, пишет, получает кой-какие гонорары, это середина 2000-х.

Если пер­вые пуб­ли­ка­ции мо­ло­до­го Сен­чи­на – «Афин­ские но­чи», «Ми­нус», «Ну­бук» – при­влек­ли вни­ма­ние кри­ти­ков, то к его но­вой про­зе сна­ча­ла от­нес­лись хо­лод­но. «Лёд под но­га­ми», в про­шлом го­ду вы­дви­ну­тый жур­на­лом «Зна­мя» на «Бу­кер», не вклю­чи­ли да­же в лонг-лист. «Ел­ты­ше­вых» ре­дак­ция «Друж­бы на­ро­дов» не вы­дви­ну­ла на пре­мию, пред­по­чла Сен­чи­ну Юзе­фо­ви­ча и Зем­ско­го.

Но Сен­чин не ис­чез, не за­те­рял­ся, а как-то не­за­мет­но стал пре­вра­щать­ся… в боль­шо­го пи­са­те­ля. Очень ско­ро кри­ти­ки про­чли и оце­ни­ли но­вый ро­ман. Те­перь Сен­чи­на срав­ни­ва­ют с Ан­то­ном Пав­ло­ви­чем Че­хо­вым (Ми­ха­ил Бой­ко, Лев Да­нил­кин), с Жан-По­лем Сар­т­ром (На­та­лья Ива­но­ва), с То­ма­сом Ман­ном (ваш по­кор­ный слу­га).

Роман Сенчина «Елтышевы», вошел в шорт-лист «Русского Букера» за 2009 г.,  посвящен описанию современной сибирской деревни и угасанию в ней целого семейства.

 

«Ел­ты­ше­вы» – не­со­мнен­ная уда­ча Ро­ма­на Сен­чи­на. На та­кой уро­вень он ещё не под­ни­мал­ся. Сен­чин ушёл от «эго­цен­т­риз­ма» ав­то­пси­хо­ло­ги­че­с­кой про­зы, но со­хра­нил ред­кую на­блю­да­тель­ность и до­тош­ное зна­ние ме­ло­чей жиз­ни. Со­здал уз­на­ва­е­мые со­ци­аль­ные ти­пы. Очень на­пря­жён­ный сю­жет, «Ел­ты­ше­вы» чи­та­ют­ся на од­ном ды­ха­нии.

Ро­ма­н Сен­чи­на не только о вы­рож­де­нии и ги­бе­ли се­мьи, а  о де­гра­да­ции и вы­ми­ра­нии не­сто­лич­ной Рос­сии. В круп­ных го­ро­дах и те­перь ки­пит жизнь. За их счёт кор­мят­ся и го­ро­да-спут­ни­ки. Но вда­ли от фи­нан­со­вых по­то­ков жизнь те­чёт сов­сем ина­че.

Глава семьи Ни­ко­лай Ми­хай­ло­вич Ел­ты­шев ед­ва не по­па­да­ет под суд, те­ря­ет ра­бо­ту и слу­жеб­ную квар­ти­ру. Де­нег на жизнь в го­ро­де нет, и се­мья ре­ша­ет уе­хать в де­рев­ню, где ещё жи­ва тёт­ка Ва­лен­ти­ны Вик­то­ров­ны, же­ны Ни­ко­лая Ми­хай­ло­ви­ча.

По­ло­же­ние Ел­ты­ше­вых тя­жё­лое, но не без­вы­ход­ное. Не ста­ло ра­бо­ты и квар­ти­ры, за­то есть пло­хонь­кий, но ещё год­ный до­мик в де­рев­не. Есть ма­ши­на. Ещё не за­кон­чи­лись день­ги. Ел­ты­ше­вы не го­ло­да­ют. На сто­ле мя­со, са­ло, кар­тош­ка. В про­вин­ци­аль­ной Рос­сии – это не­ма­ло. Мно­гие жи­вут го­раз­до ху­же. Ни­ко­лай Ми­хай­ло­вич и Ва­лен­ти­на Вик­то­ров­на ещё не ста­ры. С ни­ми взрос­лый сын – Ар­тём. Дру­гой сын, Де­нис, дол­жен ско­ро вер­нуть­ся из тюрь­мы.

Как буд­то Ел­ты­ше­вы не без­дей­ст­ву­ют. На­чи­на­ют стро­ить но­вый дом, тру­дят­ся на ого­ро­де, пы­та­ют­ся най­ти ра­бо­ту, про­бу­ют тор­го­вать на ба­за­ре.

Но с пер­вых стра­ниц не по­ки­да­ет ощу­ще­ние бе­зы­с­ход­но­с­ти, тщет­но­с­ти уси­лий.

Про­ни­ца­тель­ный критик Лев Да­нил­кин дал «Ел­ты­ше­вым» ори­ги­наль­ное, но точ­ное оп­ре­де­ле­ние: «Ро­бин­зон Кру­зо на­обо­рот». Ге­рой Да­ни­е­ля Де­фо по­сте­пен­но ос­ва­и­ва­ет­ся на но­вом ме­с­те, мед­лен­но, но вер­но под­чи­ня­ет се­бе при­ро­ду, об­ре­та­ет власть над ве­ща­ми. Не­о­би­та­е­мый ос­т­ров ста­ра­ни­я­ми не­уто­ми­мо­го, пред­при­им­чи­во­го бри­тан­ца ста­но­вит­ся ос­т­ров­ком ци­ви­ли­за­ции.

Ел­ты­ше­вы, на­про­тив, по­сте­пен­но ди­ча­ют. По­сте­пен­но ду­ша­ми их ов­ла­де­ва­ют зло­ба, ти­хое от­ча­я­ние, а за­тем уже – рав­но­ду­шие, апа­тия. Еха­ли в де­рев­ню жить, стро­ить, ра­бо­тать, а по­лу­чи­лось всё ина­че. И вот уже Ва­лен­ти­на Вик­то­ров­на, по­след­няя из Ел­ты­ше­вых, толь­ко си­дит на об­рез­ке бру­са, как на за­ва­лин­ке: «Как она пе­ре­жи­ва­ет дол­гие, пу­с­тые дни, о чём ду­ма­ет, ра­ди че­го во­об­ще жи­вёт…»

Ока­зы­ва­ет­ся, путь на­зад,  для го­ро­жа­ни­на за­крыт. На­ру­шив­ший этот за­кон об­ре­чён на ско­рую де­гра­да­цию.

Ста­рень­кая тёт­ка Та­ть­я­на уп­рав­ля­лась с хо­зяй­ст­вом ку­да луч­ше. Но это и по­нят­но: она че­ло­век ещё то­го, преж­не­го, не раз­гром­лен­но­го и не раз­вра­щён­но­го де­ре­вен­ско­го ми­ра.

На­ше­му об­ще­ст­ву по­став­лен ди­а­гноз: пси­хо­ло­ги­че­с­кая ус­та­лость и со­ци­аль­ная апа­тия. Не­ве­рие в соб­ст­вен­ные си­лы. Толь­ко от­ча­я­ние и оз­лоб­лен­ность: «Они все тут жи­вот­ные про­сто. Хищ­ные, ту­пые жи­вот­ные».

Но при­чи­на ги­бе­ли Ел­ты­ше­вых не би­о­ло­ги­че­с­кая, а, ви­ди­мо, со­ци­аль­ная.

110 лет назад Чехов писал о проигравших в жизненной борьбе, показывая оборотную сторону сложных социальных процессов в деревне. Сегодня в том же селе кипят не менее, а то и более сложные страсти – со своими победителями и побежденными. При Чехове Россия переживала первый этап демографического перелома, когда перенаселенная деревня выталкивала в город миллионы «лишних» людей. Современникам это казалось величайшей бедой – что земля не может прокормить всех живущих на ней. За землю свирепо дрались, лишиться ее считалось величайшим несчастьем, а ушедшие в город казались обреченными на лишения.

Сегодня, напротив, город выталкивает в деревню своих жертв. За 100 лет над ней прогремели страшные грозы – она обезлюдела, потеряла жизненные силы, земля крестьянам в прежнем смысле даром не нужна. Жители теперешнего села – разного рода маргиналы, умирающие бабки, немногочисленные, сильно пьющие мужчины среднего возраста и их несчастные жены, что хорошо показывает Сенчин.

 

«По­доб­но мно­гим сво­им свер­ст­ни­кам, Ни­ко­лай Ми­хай­ло­вич Ел­ты­шев боль­шую часть жиз­ни счи­тал, что нуж­но ве­с­ти се­бя по-че­ло­ве­че­с­ки, ис­пол­нять свои обя­зан­но­с­ти, и за это по­сте­пен­но бу­дешь воз­на­г­раж­дать­ся». Увы. В но­вое вре­мя ге­ро­ям Сен­чи­на сил не хва­та­ет. Не уда­ёт­ся удер­жать­ся на пла­ву. По­след­няя фра­за ро­ма­на: «По­мочь ей бы­ло не­ко­му».

Не­сто­лич­ной Рос­сии не­ко­му по­мочь. Но и от­сту­пать не­ку­да. По­до­шли к са­мо­му краю. Как на вой­не. На Оте­че­ст­вен­ной вой­не. Или рус­ский на­род со­бе­рёт­ся с си­ла­ми, или его вы­тес­нят с соб­ст­вен­ной зем­ли. Вот по­че­му «Ел­ты­ше­вы» не про­сто хо­ро­ший, но важ­ный для на­ше­го об­ще­ст­ва ро­ман. А его ав­тор во­шёл в пер­вый ряд со­вре­мен­ных рус­ских про­за­и­ков. 

Электронный каталог Вопрос-ответ Продлить книгу Заказать доставку Инвалидам по зрению