![]() Афиша
|
Я такие здесь расставлю сети, И такие чары разведу, Что меня полюбят ваши дети За моих стихов белиберду…Девочка родилась в самый разгар сталинских репрессий, которые не прошли мимо ее отца, арестованного по доносу вскоре после ее появления на свет. Правда, спустя несколько месяцев выяснилась его невиновность, и он был выпущен на свободу. Однако после перенесенных пыток мужчина стал терять зрение. Раннее детство будущей поэтессы, как и у многих сверстников, было тяжелым. Юнна Петровна вспоминает, что всей семье приходилось жить в одной небольшой комнате, а у нее с сестрой даже не было своей кровати. Довоенное детство ее прошло в Киеве. В семье, где воспитывалась Юнна, ценилась образованность: отец имел 2 диплома (инженера и юриста). Мама получила классическое образование в гимназии, хорошо знала литературу, замечательно рисовала. Незаурядные творческие задатки дочери развивались благодаря тому, что мать ввела ее в мир художественной культуры. Но началась война. Она застала семью в Киеве. Четырехлетняя Юнна начала сочинять стихи «от страха», в мире, где падали бомбы, горел эшелон с беженцами, где домом стал подвал, в котором раньше хранили мороженое. Заикание и сильный тик не позволяли Юнне ходить в детский сад, отстраняли ее от сверстников. Она разговаривала с ложкой, завернутой в тряпицу: ложка уже не была предметом, напоминающим об еде. Она стала куклой из выдуманного детского рая. Вся семья была эвакуирована на Южный Урал, где отец работал на одном из военных предприятий. С 4 до 8 лет Юнна (1941-45 г) с родителями жила в Челябинске. В 4 года она сочинила свое первое стихотворение: Ослик встал на табуретку. Одним из самых любимых занятий в детстве было рисование – Юнна много рисовала с мамой и сестрой, которая во взрослой жизни стала архитектором. Вот что Юнна Петровна вспоминает про свое детское увлечение: «Рисовать было трудно: не было красок, не было кистей – война. Возьмешь ветку дерева – зарисуешь всю землю. Кусочек мела достанешь – все дворы зарисуешь. В раннем детстве я расписывала стекла с обратной стороны. Мы с мамой иногда продавали их на рынке, чтобы купить стакан перловой крупы, луковицу и полстакана постного масла». В 6 -7 лет девочка ходила в госпиталь, читала раненым стихи, писала письма на фронт. Это было серьезное, взрослое дело и одновременно игра, меняющая неприютный мир. Училась всегда блестяще: и в школе – золотая медалистка, и в Киевском университете – студентка – отличница. Во время учебы поэтесса, всегда отличавшаяся активной жизненной позицией, приняла участие в плавании в Арктике на борту ледокола «Седов». Увиденная молодой девушкой жизнь полярников, летчиков и моряков оставила глубокое впечатление в ее душе. Все это не преминуло сказаться на тематике произведений, на что руководство вуза в 1957 году приняло решение исключить Мориц с формулировкой «за нарастание нездоровых настроений в творчестве». Но в итоге, ей все же дали доучиться в институте, стены которого она покинула в 1961 году. Свои впечатления о Крайнем Севере Юнна изложит в сборнике короткой прозы «Рассказы о чудесном». В этом же году была выпущена первая книга поэтессы «Мыс Желания», названная в честь одноименного мыса на Новой Земле, который она посетила в студенческие годы. Помог ей выйти в свет Н. Тихонов после того, как автора стихов в очередной раз обвинили в антисоветчине и пропаганде Запада. Тем не менее, на долгих 9 лет Мориц попадает в «черные списки» и не публикуется в СССР. Причиной запрета стали стихи «Памяти Тициана Табидзе» и «Кулачный бой». Несмотря на гонения, последний все же был опубликован завотделом поэзии журнала «Молодая гвардия» В. Цыбиным, за что он был немедленно уволен. Благодаря запретам Юнна Петровна раскрылась в эти годы как талантливый детский поэт. Импульсом к написанию детских стихов послужило и рождение сына, и более свободная атмосфера в детских издательствах. Ее произведения для подрастающего поколения печатал журнал «Юность» в специально созданной для этого рубрике «Для младших братьев и сестер». Всем хорошо знакомы ее великолепные стихи про резинового ежика, пузатого чайника и пони, бегающей по кругу. Ну а «Большой секрет для маленькой компании» стали любимыми строчками миллионов детей. Всего Мориц написала восемь детских книг «От 5 до 500 лет». В представлении Ю. Мориц детство – это обнаженная тайна мирового духа, и в детстве же заключается тайна поэзии. В детских стихах Мориц творит рай, где только и возможны чудеса наяву, и помогает детям не расстаться с детством и сказкой. Мечта и фантазия преобразуют реальный мир до неузнаваемости, буквально переворачивают его. Кто еще в детской поэзии мог так назвать весну? «Весна Мартовна Подснежникова, Весна Апрелевна Скворешникова, Весна Маевна Черешникова!». Или «В сказке солнышко горит, справедливость в ней царит! Сказка – умница и прелесть, ей повсюду путь открыт…» А летнее стихотворение: «Обняла ромашка белую ромашку, и стоят в обнимку – сердце нараспашку!..» У нее есть и «вкусные стихотворения» - «Малиновая кошка», «Пузатый чайник», «Я вареники леплю», «Хохотальная путаница». Ровно 10 лет, в период с 1990 по 2000 год, книги Юнны Петровны не печатались. Как сказала поэтесса: «Десять лет я не издавала книг, при режиме не скажу кого». Зато сразу после длительной паузы увидели свет сборники «Лицо» и «Таким образом», напечатанные в 2000 году. На их страницах можно увидеть авторские рисунки, которые Юнна Петровна называет не иллюстрациями ─ парусными стихами. В 2005 году выходит книга «По закону ─ привет почтальону!» — очередное обращение к читателю, ценящего превыше всего человеческое достоинство. Стихам Мориц присуща внутренняя музыкальность. Многие стихотворения благодаря своей мелодичности стали песнями. Всем нам знакомые - «Собака бывает кусачей», «Ежик резиновый», «Когда мы были молодые и чушь прекрасную несли», «Большой секрет для маленькой компании», «Пони мальчиков катает», «Очень многие думают, что они умеют летать», «Не бывает напрасным прекрасное». Творчество и жизнь оценены по достоинству. Юнна Петровна награждена премией им. А. Д. Сахарова, она является лауреатом премии «Золотая роза», «Триумф», премии Международной книжной ярмарки. Она родилась чуть позже детского праздника, в самом начале летних каникул. Наверно, это не случайно. Двадцать лет назад корреспонденту «Комсомольской правды» Ольге Кучкиной написала «От детского человека». Помимо ведающего ума и могучего таланта в ней цветет и не умирает ясное детское восприятие жизни. Юнна Петровна дает нам четкий ответ на вопрос – кто же такой «Волшебник»? Сапожник починяет нам ботинки, А плотник - табуретку и крыльцо, Но только у волшебника в починке Светлеет ваше сердце и лицо! Какая тонкая работа - Счастливым сделать хоть кого-то, Цветок удачи принести, От одиночества спасти, А самому потом тихонечко уйти... Волшебник - это сказочная личность, И сказочно он скромен, господа, В нем сказочно отсутствует двуличность, И выгод он не ищет никогда. Какая тонкая работа - Счастливым сделать хоть кого-то, Цветок удачи принести, От одиночества спасти, А самому потом тихонечко уйти... Язык чужой обиды и печали Волшебник изучает с детских лет, Его вселять надежды обучали - И это основной его предмет! Какая тонкая работа - Счастливым сделать хоть кого-то, Цветок удачи принести, От одиночества спасти, А самому потом тихонечко уйти... Обязательно почитайте ее стихи! Поиграйте с детьми в поэзию! Меньшенина Е. Ф. главный библиотекарь ЦДБ
(Ответить) Комментарии |
![]() ![]() |